Все мы по-своему разные, но всегда найдется один человек из тысяч людей, который будет иным, нежели все. Он, как и мы все состоит из плоти и крови, но он другой, потому что этот человек — гений. Именно гении вершат историю, идя наперекор всем законам и судьбе.
И каждый из нас понимает, что личность гения отлична от личности обычного человека. И дело не только в его способностях, но и в его судьбе, характере, поведении. Гениальный человек выходит за общепринятые рамки, для него не существует границ. Наверное, поэтому на протяжении веков человечество мучил вопрос: а не является ли гениальность родной сестрой безумию?
Дары богов имеют две стороны: светлую и темную
Эта старая пословица имеет прямое отношение к вопросу возникновения гениальности. Слепой человек слышит лучше, чем зрячий. Возможно, аналогично объясняется загадка гения, его странность, необычность судьбы.
Нередко талантливых людей называют сумасшедшими. Нас пугает то, что мы не способны понять. Поэтому сегодня — это сумасшедший, а завтра — пророк, и наоборот. Разве в истории мало примеров? Люди издавна подмечали связь между болезнью и творчеством, страданием и мудростью. Вспомните, как на Руси почитали юродивых, считая их пророками.
Лев Толстой говорил: «Писать надо тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так навязчива, что она до тех пор, пока не выразишь ее, не отстанет от тебя». Не созвучно ли это синдрому навязчивого состояния, бредовым идеям — симптомам психических болезней? Ведь часто одаренные люди получают признание после смерти, а в жизни им приходится дорого платить за свой талант.
Гениальность и наследственность
Истории известны случаи, когда талант передавался детям по наследству. Хотя гораздо больше случаев, когда гении оставались холостыми и бездетными. А в случае рождения детей это были либо совершенно обыкновенные дети, либо с какими-либо психическими отклонениями.
Статистика свидетельствует:
• более 70 % одаренных людей происходило из средних в интеллектуальном отношении семей;
• многие гении не женились и прерывали тем самым даже саму возможность передачи своего таланта детям;
• семейная жизнь гениев часто складывалась неудачно, они часто были бесплодны;
• семьи гениев вымирали быстрее, чем семьи обычных людей.
Но вера в наследственность настолько велика, что в США организован сбор и консервация спермы лауреатов Нобелевской премии, хотя никто из предков этих людей чаще всего не обладал выдающимися способностями.
Болезнь и талант
Творческие люди нередко проявляют особенности психики и характера, близкие к симптомам психических расстройств. Что является первичным: болезнь или талант?
В ряде случаев болезненные явления могли стать толчком к развитию тех или иных способностей. С другой стороны, многим известен факт положительного влияния творчества на болезнь, которая как бы отступает перед величием гения.
Огромную роль играет и осознание своего таланта. Это может спровоцировать отрешенность от людей, гонор, спесь (в психиатрии такое состояние у обычных людей определяют как манию своего величия). А давление окружающих, критика, насилие, издевательства, неудачи и у здорового человека способны вызвать депрессию и невроз. А если речь идет о тонко чувствующем человеке, о ранимой душе, то это просто катастрофа, за которой может последовать трагедия: попытка самоубийства, психическое заболевание.
Становится очевидным, что нельзя подходить с обыкновенными нормами к неординарным людям. Порой очень трудно найти грань между болезнью и гениальностью. Может это болезнь делает человека отличным от других, или наоборот?
Странности гениальных людей
Учебники истории ставят в заслугу идеологу Великой французской революции Руссо сказанную им фразу: «бога нет!». Но известно ли вам, как он это доказал? Он писал письма Богу и клал их под алтарь. И в связи с тем, что НИ РАЗУ не получил ответ, написал свою знаменитую фразу. Кроме того, он отрекся от трех религий. Сначала — от католицизма и назвал себя протестантом; затем — от протестантства; и, в конце концов, — от собственной философии.
Знаменитый граф Сен-Симон заставлял своего слугу будить его словами: «вставайте, граф, вас ждут великие дела!». Вам кажется, это — тщеславие и спесь? Но однажды, поверив в свои силы, он вышел из дома, вступил в армию Вашингтона добровольцем и провел немало победных сражений во времена американской революции. Вы назовете его патриотом и великим полководцем? Но закончил он свою жизнь в сумасшедшем доме.
Всем известно знаменитое восклицание: «Эврика!», произнесенное Архимедом, когда он лег в ванну. Но знаете ли вы, что, выскочив из ванны, он с этой фразой еще долго бегал в чем мать родила по улицам, а горожане пытались его поймать?
Знаменитый и гениальный математик Болье, который исправил геометрию Евклида, однажды умудрился в один день и на один час назначить дуэль одновременно тринадцати (!) господам! Знаменитая рассеянность и беспечность математиков? Возможно, вы правы. Но при этом он разослал всем друзьям приглашения на собственные похороны.
По данным исследований, более 78 % гениальных людей страдали теми или иными отклонениями в психической сфере. 37 % из них хоть раз в жизни перенесли острое душевное заболевание.
«Высокий ум — безумию сосед. Границы твердой между ними нет», — писал поэт Джон Драйден. Поэт Ламартин считал саму гениальность болезнью. А французский писатель Стендаль утверждал: «Известную долю биографии великих людей должны написать их врачи».
***
Цезарь Ламброза (1835 — 1909) — идеолог криминологии и психологии писал, что душевнобольные редко имеют полное расстройство ума. Скорее наоборот, живость их ума необычайна.
Он подметил много общих черт у гениальных и психически больных людей. Например, и те, и другие чрезвычайно чувствительны к колебаниям температуры. Они любят тепло и хорошую погоду. Плохая погода провоцирует у душевнобольных обострения их заболеваний. А Наполеон считал, что проиграл Бородинскую битву, так как «был насморк и осень».
И гении и душевнобольные крайне чувствительны к боли. Укол булавки они воспринимают как удар кинжалом. Они могут умереть от счастья не только на бумаге, но и в жизни. Они очень впечатлительны. Например, Ньютон мог убить критиковавшего его человека. Этим категориям людей свойственна также склонность придумывать новые слова в погоне за оригинальностью.
Большинство гениев не передало свой дар потомкам
Декарт, Шопенгауэр, Ньютон, Лейбниц, Гоголь, Лермонтов, Леонардо да Винчи, Ницше, Ленин были бездетными.
Не состояли в браке Данте, Сократ, Шекспир.
Парадоксы гениальности
Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение, что человек использует лишь около одной десятой доли своего мозга. А вот если бы включить все десять десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, надо отключить часть своего мозга.
Многим приходилось слышать об умственно отсталых людях, которые при этом проявляют исключительные способности в какой-то одной, обычно очень узкой, области. Впервые это явление было открыто еще в конце прошлого века, и с тех пор в научных трудах описано всего около сотни таких случаев.
Такие люди показывают низкие результаты в текстах интеллекта, почти не способны общаться с другими людьми, страдают замкнутостью в себе. Но при этом они проявляют парадоксальные способности в математике, музыке и других областях.
Известные случаи
Известен случай, когда умственно отсталый больной мог, едва взглянув на любое здание, в деталях начертить его проект. Другой, не глядя на часы, в любой момент называет время с точностью до секунды. Третий с точностью до двух-трех миллиметров может на глаз определить размеры любого предмета. Кто-то из таких особенных больных говорит на 24 языках, в том числе парочке придуманных, кто-то знает наизусть и свободно цитирует телефонный справочник.
В историю психологии вошла умственно отсталая девочка, которая с трехлетнего возраста великолепно рисовала лошадей в любых позах без какого-либо обучения.
Лоскутное мышление
Согласно новой гипотезе австралийских ученых, эти парадоксальные способности связаны с тем, что у этих больных не работают некоторые отделы коры головного мозга, отвечающие за анализ и обобщение информации.
Они предполагают, что все люди одинаково получают информацию об окружающем мире в виде сотен тысяч отдельных разрозненных деталей. Но в норме, у здоровых людей, происходит мгновенное обобщение всех этих данных, и информация воспринимается сознанием в уже обобщенном виде. То есть, мозг воспринимает каждую мельчайшую деталь картины, но обрабатывает все зарегистрированное и большую часть информации вычеркивает, оставляя общее впечатление от увиденного, которое и необходимо для разумного реагирования на поток информации извне. У «гениальных идиотов» такое редактирование не происходит, и они воспринимают мир с невероятным количеством не замечаемых нами подробностей.
То есть мозг психически больного человека не способен к обобщению, а мозг здоровых людей, наоборот, не способен к такому «лоскутному» мышлению. Он просто моментально сметает отдельные впечатления и мысли в общую осмысленную картину.
Справедливости ради нужно отметить, что не все ученые согласны с этой теорией. Господствующим мнением является теория о том, что просто у таких парадоксальных больных одна часть мозга, отвечающая за те или иные способности, чрезмерно развита в ущерб остальным.
Гениальные дети
У детей способность к анализу и обобщению развита слабее, чем у взрослых. Вероятно, с этим связаны и случаи удивительных способностей. Ученые даже высказывают предположение, что в детстве все люди мыслят именно так, как взрослые умственно отсталые люди, обладающие невероятными способностями. И именно благодаря такой особенности мышления ребенок в состоянии освоиться с окружающим миром. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. Таким образом дети учатся распознавать речь и говорить. А ведь взрослому для освоения нового языка нужно очень хорошо потрудиться. И простого нахождения в среде носителей этого языка недостаточно.
Точно так же дети гораздо легче взрослых научаются точно определять высоту звуков. У них чаще встречается абсолютная зрительная память.
С процессом взросления изменяются способы переработки информации. Исследования на томографах показали, что у новорожденных детей и младенцев активны те части мозга, которые у взрослых «молчат». Кстати, девочка – художница, о которой мы упоминали, утратила свой талант к 12 годам, когда в результате активных занятий научилась говорить.